nbalanchak

Categories:

Почему в США до сих пор не создали замену российским РД-180 и создадут ли?

Стремление американцев отказаться от поставок российский двигателей постоянно вызывает самые жаркие дискуссии среди любителей космонавтики.

Я так думаю, не для кого не секрет, что разработка ракетно-космической техники всегда сопровождается кучей проблем, следствием которых, как правило, является перенос сроков сдачи того или иного изделия.

Все стремятся этот процесс контролировать, чтобы минимизировать потери. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но проблемы есть у всех.

Двигатели BE-4, которые призваны заменить российские РД-180, компания Blue Origin разрабатывает с 2011 года, а первый экземпляр должен был быть готов к 2017-ому (вообще, контракт на разработку от United Launch Alliance компания Безоса получила в 2014 году). Теперь в компании пообещали первые два экземпляра предоставить заказчику к концу текущего года.

На сегодняшний известно, что оба двигателя по-прежнему не собраны, хотя и готовы почти все их компоненты. При этом, согласно различным источникам, конфигурация, максимально приближенная к полётной, испытана в рамках теста, эмулирующего запуск первой ступени ракеты-носителя Vulcan, для которой эти двигатели создаются. В целом же, огневые испытания прототипов с разной степенью успешности проводятся уже несколько лет.

Светить свои проблемы не хочет никто, но за разработкой этого двигателя следят во всём мире и блогеры с журналистами, и космические агентства с военными. О причинах задержки неизвестно почти ничего, но можно попытаться разобраться.

Что мешает разработке?

Как обычно, основным источником проблем, скорее всего, является «человеческий фактор». В СМИ регулярно появлялась информация о том, что исполнительный директор компании, Боб Смит, постоянно отдавал приоритет другим программам. На втором месте у него была реорганизация руководства компании. Как итог, из-за личных предпочтений одного из руководителей компании, развитие проекта шло с существенным отставанием от графика.

Само собой, на эту проблему наложилась и пандемия, ведь создавать реальные прототипы «на удалёнке» пока никто не умеет. Точно известно, что инженеры долго бились над турбонасосным агрегатом.

Помимо прочего, хоть заказчиком и является ULA, но речь о работе с организацией, непосредственно взаимодействующей с военными, что влечёт за собой жесточайшие проверки качества, надёжности и безопасности, а также, бесконечную бюрократию.

В одном из интервью сотрудник компании сказал, что «вес документов скоро превзойдёт вес самого двигателя».

Кстати, американцев крайне возмущает, что Blue Origin так активно скрывает информацию, ведь там привыкли спрашивать, на что уходят деньги налогоплательщиков, а речь здесь, несмотря на то, что мы говорим о частной компании, именно о бюджетных почти $260 млн., которые компания Безоса получила от ULA, финансируемой Вооружёнными силами США.

Будет ли создан этот двигатель?

Будет, в любом случае. Тут можно прийти к вопросам о целесообразности и экономической эффективности. Очевидно, что, если разработка BE-4 и окупится, то очень не скоро (хотя, скорее нет, чем да). Но надо понимать, что речь о создании стратегически важной продукции на собственной территории из собственных комплектующих, благодаря чему деньги налогоплательщиков остаются в стране. Очень даже грамотный подход. Как считаете?

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic